ФОТОПЛЕНКА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

         

Структура раздела



Структура раздела

Раздел начинается с обсуждения точки съемки и формата снимка, который может быть вертикальный, горизонтальный или квадратный. На этом этапе вы работаете фотоаппаратом с нормальным объективом. Выбор точки съемки полностью зависит от вас. Старайтесь менять и угол съемки — если все снимки будут сделаны на уровне глаз, в них появится монотонность.

Следующая тема — освещение. Его интенсивность и направление во многом влияют на общий вид предметов. Если оно прямое и сильное, тени получаются жесткими и резкими, а если мягкое и рассеянное, снимок выглядит иначе. Качество освещения часто помогает выявить фактуру и форму предметов. На изображение оказывает действие и общая сила света, но конечный результат здесь определяет выбранная экспозиция. Привыкайте замечать перемены в естественном освещении и оценивать то, как они могут повлиять на окружающие вещи. Если не учитывать этих перемен, качество освещенности на снимке не изменить потом никакими насадками и приспособлениями.

Следом за освещением поговорим о том, как управлять тональностью. Это важный элемент построения кадра, особенно при работе с черно-белой пленкой. Вы узнаете, как пользоваться темными или светлыми тонами, чтобы передать на снимке определенное настроение. Вы сможете проследить, как контраст помогает выделить объект, сделать снимок более эффектным. Тональный диапазон объекта изменяется в этом случае за счет выбора вариантов экспозиции и освещения.

Линии и формы также могут усилить «звучание» любого объекта. Тщательный выбор точки съемки и освещение способны организовать линии и формы на снимке так, что глаз невольно будет подчиняться им. Кроме того, они помогут создать сильный, интересный рисунок снимка. Маленькому фотоаппарату доступна любая точка съемки, что позволяет «увидеть» причудливые переплетения форм, направление линий. Воспользуйтесь этим, подходите к сочетанию линий и форм с фантазией и воображением^

В последнем уроке речь идет о выборе «момента во времени», который будет запечатлен на снимке. Для натюрмортов тут нет проблем, потому что вы контролируете все элементы такого снимка. Но даже при съемке неподвижных объектов, скажем, пейзажей, нужно ло-

вить подходящий момент, когда освещение «работает на вас». Часто приходится действовать в спешке. Но обычно быстрой и спонтанной реакции должно предшествовать продуманное планирование. С приобретением навыка вы научитесь принимать решения интуитивно, следя за тем, как сочетаются объекты, меняя точку съемки или наводку на резкость, пока не наступит подходящий момент. Поэтому привыкайте смотреть на мир «сквозь фотоаппарат», учитесь видеть то, что видит он, и предугадывать, что будет в кадре в ту секунду, когда вы нажмете на спуск.



Содержание раздела